Новости  |   События  |   Статьи  |   Книга  |   Ссылки  |   О сайте  |   English

А. Левашкин

АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

«   Пред. страница стр. 32 из 72 След. страница   »


В книге А. А. Берса, которую я также привожу в несколько сокращенном виде, более живописно и красочно описывается тот же самый исторический эпизод. В ней почти нет конкретных дат и точного описания программ выступлений оркестра. Но очень наглядно подается обстановка и настроения, сопровождающие и определяющие каждый эпизод. Так как это воспоминания одного из старейших и активнейших участников описываемых событий, то они производят ощущение достоверности. В книге Берса нет иллюстраций, но я поместил здесь несколько соответствующих из других источников.

 

А. А. Берс. Воспоминания об императоре Александре III69.

 

Илл. 22

 

Титульный лист книги А. А. Берса.

 

В ноябре 1897 года исполнилось 25 лет со дня первого собрания «Общества любителей духовой музыки», которое было основано в 1872 году по желанию покойного государя Александра Александровича и которое называлось в то время «хором наследника цесаревича Александра Александровича».

Его величество изволил лично участвовать в этом музыкальном кружке в продолжение девяти лет вплоть до своего восшествия на престол, после чего этот хор продолжал существовать, но был переименован в «Общество любителей духовой музыки».

Считая себя одним из старейших его участников, я имею возможность вспомнить не только о самом кружке, но и об обстоятельствах (мало кому известных), непосредственно предшествовавших его возникновению, так как я имел счастье музицировать с покойным государем еще до основания этого кружка, а именно с 1869 года.

Считаю своим долгом увековечить в этой записке память об отношениях его величества к миру звуков, к той бессловесной речи человека, которая находит отклик только в душе мягкой, отзывчивой.

Так как мои воспоминания охватывают тот период времени, когда покойный государь еще не был императором, то я буду в них упоминать о его величестве, как о наследнике цесаревиче.

Мысль об основании музыкального кружка появилась у его высочества не вдруг; она созревала в нем постепенно, по мере того, как возрастала в великом князе любовь к музыке. Я был свидетелем, как постепенно развивался в цесаревиче музыкальный вкус, как вырастала в нем потребность пополнить наш в то время маленький репертуар для духового септета более серьезными пьесами, как, наконец, появилось у его высочества желание участвовать в большом духовом, медном оркестре.

Наш скромный медный септет, собиравшийся в самом начале (1869) в числе девяти человек у наследника цесаревича, конечно, не мог передать того, чего желал его высочество: исполнение серьезных, грандиозных пьес было нам не под силу, для этого требовался большой состав оркестра.

За это дело горячо взялся адъютант цесаревича граф Александр Васильевич Олсуфьев. Кликнуть клич между гвардейскими офицерами было бы не трудно, на него отозвалась бы сотня, если не более, желающих участвовать в предполагаемом оркестре; но вербовка членов этим путем казалась рискованной. Без сомнения, набралось бы много званных, но оказалось бы мало избранных, настоящих твердых музыкантов.

Тогда я вместе с графом Олсуфьевым, который взял меня себе на помощь, отправились вдвоем осенью 1872 года странствовать по тем гвардейским полкам, где, по слухам, ютились маленькие кружки офицеров, твердо играющих на медных инструментах...

Наша вербовка членов оказалась настолько удачной, что в ту же осень уже могло состояться первое наше музыкальное собрание.

Вот в нескольких словах те обстоятельства, при которых возник «хор наследника цесаревича».



«   Пред. страница стр. 32 из 72 След. страница  »

   Новости  |   События  |   Статьи  |   Книга  |   Ссылки  |   О сайте  |   English

© Сайт "ТУБА В РОССИИ" - Алексей Чарыков, 1999-2024. Подробнее о сайте...
© Дизайн - Алексей Чарыков, Интернет-ателье РУЗАЙН (Rusign), 1999-2001.
Расположено на Русском узлеRambler's Top100

Rambler's Top100