А. Левашкин
АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ
В то время был период царских смотров, так что и покойный государь Александр Николаевич жил тоже в Красном Селе. Во время нашего отдыха между игрой вдруг с шумом открывается дверь и врывается в комнату черный сеттер государя Милорд. Цесаревич промолвил, что вероятно к нам идет государь император. Мы побросали папироски, привели себя в должный порядок и машинально точно по команде «разбирай ружье», взялись за инструменты, которые лежали по столам и стульям. Великий князь Владимир Александрович, сидевший тут же в комнате с графом Владимиром Петровичем Клейнмихелем, встал и вместе с цесаревичем направился навстречу государю.
Его величество подошел к нам и с самою добродушной улыбкой, чрез которую проглядывало не особенно большое доверие к искусству участвующих, просил нас что-нибудь сыграть. Мы все, не исключая и цесаревича, сконфузились и засуетились. Один предлагал сыграть одну пьесу, другой другую, перелистывая тетрадь то вправо, то влево, и наконец, в суматохе, точно нарочно порешили сыграть пьесу вовсе некрасивую, которая к тому же нам плохо удавалась. Мы ее играли и в то же время раскаивались в неудачном выборе; это был старый немецкий полонез, который часто играется музыкантами, шляющимися по Петербургским дворам. Во время нашей игры государь не переставал добродушно улыбаться, а когда мы кончили, то его величество сказал: «Ну, неважно; могло бы быть лучше». За нашу робость и неумение показать товар лицом мы получили от государя то, что на этот раз заслужили, а между тем у нас было немало пьес, которые звучали стройно и красиво.
Государь поговорил с августейшими сыновьями о следующем дне и удалился из комнаты, поцеловав и перекрестив их перед своим уходом; мы же сели отдыхать теперь уже не от игры, а от только что пережитых волнений.
Желание цесаревича организовать большой медный оркестр надо отнести к лету 1872 года; первая же вербовка членов графом Олсуфьевым совокупно со мной происходила осенью того же года...
Большую залу морского музея в здании адмиралтейства одолжил нам безвозмездно и с освещением морской министр адмирал Краббе, предложив нам вместе с тем выбрать любой день на неделе. Цесаревич выбрал четверг; этот день не менялся вплоть до 1881 года, когда номинально «хор цесаревича» перестал существовать.
Цесаревич явился в адмиралтейство на наше первое собрание и был встречен при входе в залу заведующим в то время морским музеем лейтенантом Николаем Михайловичем Барановым, а граф Олсуфьев представил его высочеству всех членов, между которыми великому князю особенно приятно было увидеть нас, соучастников его септета.
Итак, наши четверги начались. Оркестр был исключительно медный с прибавлением одного контрабаса (на котором играл ротмистр Дмитрий Антонович Скалон) и турецкой музыки. Цесаревич приезжал аккуратно каждый четверг к 8 часам и своим личным примером приучил и нас всех быть такими же аккуратными.
Илл. 24
Именной билет наследника цесаревича - члена Общества любителей духовой музыки.
Илл. 25
На обороте расписка завхоза Денисьева Ф. П. в получении членского взноса.
|